Мои заказы: пусто

Малое предприятие «Харвест» теснит с рынка зарубежных производителей навесной сельхозтехники.

Наступить на чужие грабли

Малое предприятие «Харвест» теснит с рынка зарубежных производителей навесной сельхозтехники.

Предприятию всего полтора года, но за это время число работников выросло на порядок, а месячные объемы производства приближаются к десятку миллионов рублей. Заводик производит ковши, погрузчики для сена и грабли-ворошилки. Но именно своими граблями он и известен. В прошлом году их было продано более четырехсот.

Потрясающий эффект

Вначале Николай Петров со товарищи взяли в аренду цех в Новоалтайске. Вложили свои три миллиона рублей, чтобы закупить оборудование и металл. Работали зимой в тяжелых условиях. В феврале 2014 года перебрались в более подходящее помещение в районе ТЭЦ-1 Барнаула. Взяли первый заем 600 тыс. руб. на разработку новой продукции и запуск ее в производство.

Станочный парк в основном пришлось собирать по крупицам на закрывающихся барнаульских предприятиях. Он хоть и не новый, зато позволяет выполнять полный технологический цикл. Есть токарно-винторезная группа, вальцы, трубогибы, покрасочная камера и прочее.

Плюс советского станочного оборудования в том, что оно хорошо знакомо персоналу предприятия. Но, несмотря на дороговизну, сварочное оборудование покупали «нулевое», иначе качественного шва не получить. По той же причине приобретали дорогие немецкие пильные станки и листогибы.

1 марта уже готов был первый образец граблей. Его показали знакомым фермерам, те посоветовали кое-где усилить конструкцию.

Поначалу собственники – трое инициативных молодых людей не делали ставку на грабли. Но потом поняли, что это перспективная ниша. Алтайские предприятия сельхозмашиностроения не уделяют должного внимания этому сельхозорудию. Крестьяне в основном пользовались дорогими импортными граблями: турецкими, польскими, итальянскими.

– Мы проанализировали основные проблемы граблей и в динамически нагруженных местах применили широко распространенные автомобильные узлы, в частности, ступицу от ВАЗ-2101, – рассказывает директор и один из учредителей предприятия Николай Петров.

Петров окончил Алтайский технический университет по специальности «Технология машиностроения» и знает толк в технике. По его словам, эффект от замены был потрясающий. В граблях колесо работает на излом, поэтому ступица часто выходит из строя. А в ВАЗ-2101 используются конические подшипники, которые можно регулировать и легко обслуживать. Этот узел нашим механизаторам хорошо знаком и продается во многих автомагазинах, так что с заменой проблем нет.

Степень локализации производства «Харвест» составляет 70%. На стороне приобретают только ступицы и гидроприводы, остальное делают самостоятельно.

Только зарплату плати

Сегодня на предприятии трудятся тридцать человек – тридцать суровых мужиков, с которыми не забалуешь, признается директор. Однако по блату на завод не устраиваются, специалисты идут в «Харвест» сами.

По словам Николая Петрова, рынок труда сегодня сложился так, что за относительно небольшие деньги можно нанять высококвалифицированного станочника. Достаточно платить регулярно белую зарплату, предоставлять соцпакет – и все будут довольны. Средняя зарплата на предприятии 25 тыс. руб., но токари и сварщики получают заметно больше.

Недавно на работу просился фрезеровщик с «Алтайгеомаша» с 25-летним стажем. Там за обслуживание 18 станков он получал 18 тыс. рублей. Здесь готов работать за двадцать.

Господдержка

Предприятие активно пользуется возможностями, которые предоставляют власти для развития малого бизнеса. Так, Алтайский фонд микрозаймов уже дважды давал кредиты, причем шел на отсрочку платежей. Конечно, как и в банке, фонд требует ликвидный залог, обычно личный автомобиль предпринимателя. Но с фондом Николаю Петрову выгоднее работать не только из-за втрое более низких процентов, но и потому, что уверен в получении кредита:

– Важна прогнозируемость выдачи денег, что позволяет планировать финансовую деятельность предприятия. А коммерческий банк может месяц рассматривать твою заявку, а потом отказать.

Управление по промышленности и энергетике вообще работает с «Харвестом» в ручном режиме. Его специалисты регулярно интересуются, как дела и чем помочь предприятию.

– Мы получили положительное заключение на модернизацию узла в алтайском политехе и с ним пошли в управление по промышленности, – вспоминает Николай Петров. – Там идею поддержали и предложили участие в конкурсе на получение губернаторского гранта на инновационную деятельность.

Предприятие выиграло грант в миллион рублей, в рамках которого трудоустроило 17 человек. Теперь оно участвует в подобном конкурсе на 2 млн. руб., обязавшись принять на работу 13 человек.

Управление побудило «Харвест» вступить в некоммерческое партнерство «Алтайский кластер аграрного машиностроения» и Алтайскую торгово-промышленную палату.

– После этого у нас открылись горизонты на всю Россию, – говорит Николай Петров. – Предприятие пригласили принять участие в выставке «День сибирского поля». В эту пятницу мы едем в Поспелиху на полевые испытания техники, произведенной в Алтайском крае.

Получив хороший информационный фон, директор «Харвеста» надеется на увеличение продаж в этом году. И первое подтверждение тому – подписанный на позапрошлой неделе договор с федеральной оптовой компанией «Росагромир» на поставку 60 граблей-ворошилок.

А вот с местными потребителями большой дружбы не завязывается. Фермеры относятся к новинкам, да еще и местного производства, с недоверием. В крае продано всего полсотни граблей. Как говорится, нет пророка в своем отечестве.

– Я хочу, чтобы алтайские сельхозпроизводители пришли к нам и посмотрели на уровень производства и качество граблей. Не надо ехать в Новосибирск, не надо покупать дорогие турецкие и итальянские грабли. Наши не хуже, а с учетом ремонтопригодности и доступности деталей лучше, – уверяет гендиректор «Харвеста» и приводит расчеты.

В прошлом году итальянские грабли стоили 130 тыс. руб., в этом – 190 тыс. руб. Алтайские подорожали с 86 тыс. руб. до 89 тыс. руб.

Сейчас потребитель пошел привередливый и умный. Ему надо всё потрогать своими руками, увидеть своими глазами. И если его попытаться обмануть, то клиент потерян навсегда. Понравилось – порекомендовал соседу. Поэтому предприятие пытается продвигать продукцию методом сарафанного радио, давая телефоны и адреса тех хозяйств, которые в прошлом году уже купили грабли. Для рекламы использует интернет-сайты.

В этом году предприятие планирует увеличить объемы производства примерно вдвое, продав на 80 млн. руб., и добиться чистой рентабельности 12%. Но прибыль уходит на развитие производства.

На вопрос о ближайших планах директор «Харвеста» говорит о расширении производства. Причем не только граблей, но и грузоподъемных механизмов. Сейчас с управлением по промышленности обсуждаются варианты покупки новых станков в лизинг.

– Да, на полутора тысячах квадратов нам уже тесно, – резюмирует Николай Петров.

ШУМИЛОВ
Евгений Алексеевич

Лариса ХИЩЕНКО (фото)

СПРАВКА
Харвест (от англ. harvest) – сбор урожая, обычно злаковых культур.

http://www.ap22.ru/paper/Nastupit-na-chuzhie-grabli.html